НАВЕРХ

ОПР
Объединенная промышленная редакция
AURUS: расширяя горизонты
Национальный премиальный бренд обретает новые воплощения

Российские представительские автомобили марки AURUS уже хорошо известны во всём мире, прежде всего благодаря тому, что вот уже несколько лет Президент России Владимир Путин именно на них перемещается в ходе своих зарубежных визитов, да и в России в официальные поездки он ездит исключительно на этих авто. Спрос на AURUS уже, как говорится, зашкаливает. При этом бренд начинает своё продвижение и на другие виды премиальной техники. Так, например, в ноябре прошлого года в Дубае на выставке DUBAI AIRSHOW 2021 в формате мировой премьеры общественности были представлены вертолёт AURUS ANSAT и самолёт деловой авиации AURUS BUSINESS JET, созданный на базе российского «Суперджет-100».


История российского премиального бренда AURUS (от латинского AURUM – «золото» и RUS – «Россия») одновременно достаточно традиционна и уникальна. Начиналось всё с желания создать новый современный представительский автомобиль высшего класса. Проект создания семейства таких автомобилей был создан под рабочим обозначением «Единая модульная платформа» (ЕМП) и проект «Кортеж».

Разработка проекта велась институтом «НАМИ» с 2013 года как платформа для создания автомобилей для «перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране». Первыми представленными широкой публике машинами стали использованные 7 мая 2018 года на инаугурации Президента России автомобили Aurus Senat (седан Aurus-4123) и лимузин Aurus-41231SB. Главный конструктор проекта – Вадим Переверзев, главный дизайнер – Юрий Черненко.

При этом нельзя не отметить, что культура создания лимузинов высшего класса в СССР была на достаточно высоком уровне. Для перевозки высших лиц использовались лимузины советской разработки производства ЗИЛ. Последними моделями стали ЗИЛ-41045 и ЗиЛ-41047. Вскоре после развала СССР руководство России начало использовать бронированные лимузины Mercedes-Benz S-класса. Правда, ЗИЛ из правительственного гаража тоже использовался, но преимущественно в заграничных поездках, куда его доставляли грузовым самолётом.

Президент России Владимир Путин достаточно долгое время также использовал иномарку – Mercedes S600 Pullman Guard. Однако желание создать национальный автомобиль привело к появлению семейства марки Aurus, которое с 2018 года и считается основным президентским автомобилем.

Проект «Кортеж» прорабатывался с 2012 года и включал создание и производство премиальных автомобилей для первых лиц, а также внедорожника и микроавтобуса. Производство планировалось начать в 2017–2018 годах. Объём бюджетных инвестиций в ЕМП оценивается в 12,4 млрд руб. до 2017 года включительно. В 2016 году из бюджета было выделено 3,61 млрд рублей.

Разработкой президентского лимузина занимается «НАМИ» при поддержке Минпромторга РФ. Распоряжение от 13 сентября 2013 года № 1642-р позволило «НАМИ» заключить контракт без проведения конкурса: институт являлся и является единственным исполнителем госзаказа на выполнение «пилотного проекта по разработке и постановке на производство отечественных автомобилей на базе единой модульной платформы, обеспечивающего создание автотранспортных средств, предназначенных для перевозки и сопровождения первых лиц государства, а также других лиц, подлежащих государственной охране».

На основе ЕМП планируется создать платформу для выпуска легковых автомобилей, которой также смогут пользоваться и производители массовых моделей. Кроссоверы и мини-вэны проекта в небронированных версиях, по замыслам создателей, должны достаточно уверенно посетить в своих нишах модели иностранных производителей. Внедорожники будут собираться на мощностях Ульяновского автозавода, выпускающего внедорожники УАЗ и входящего в группу Sollers.

Любопытно, что к созданию автомобиля были привлечены и, скажем так, широкие массы. С 20 февраля по 30 апреля 2013 года на сайте CarDesign.ru совместно с компанией Marussia Motors и институтом «НАМИ» был проведён конкурс «Автомобиль для президента», в котором принять участие мог любой желающий. Целью конкурса был поиск стилевого решения для группы автомобилей. В качестве жюри выступали профессионалы из области дизайна. 24 июня 2013 года были объявлены результаты.

По словам Юрия Черненко, начальника управления дизайна ФГУП «НАМИ», в качестве стартовой идеи при разработке стиля AURUS был взят дизайн ЗИС-110, первого советского послевоенного автомобиля представительского класса.

В июле 2017 года Президент России Владимир Путин протестировал лимузин. 20 ноября 2017 года было объявлено о начале сборки первых 14 автомобилей проекта. Первые автомобили были переданы потребителю в конце декабря 2017 года. Как уже было сказано, 7 мая 2018 года Президент России Владимир Путин впервые приехал на инаугурацию на лимузине Aurus Senat Limousine. Это и было, по сути, мировой премьерой нового семейства представительских авто высшего класса.

23 мая 2018 года в Москве состоялась официальная презентация автомобильного бренда «AURUS». На презентации генеральный директор компании Aurus Герхард Хильгерт сказал: «Сегодня, 23 мая, – день рождения бренда AURUS!»

Первую зарубежную поездку на автомобиле нового семейства В.В. Путин совершил в Хельсинки в рамках саммита Россия-США 16 июля 2018 года.

В 2018 году началась работа над компактным кроссовером на платформе ЕМП. Новая модель должна стать самой доступной в линейке бренда AURUS.

6 июля 2018 года было подписано соглашение с Фондом обороны, безопасности и развития (DSDF) компании Tawazun из Объединённых Арабских Эмиратов. Компания стала первым иностранным инвестором, вложив в проект «Aurus» 110 млн евро.

29 августа 2018 года на Московском международном автомобильном салоне состоялась первая презентация автомобилей Aurus Senat и Aurus Senat Limousine. Седан был представлен в цвете бордо. На презентации Денис Мантуров заявил: «Поставлена задача по созданию в рамках бренда кабриолета для парада на День Победы, коллеги её уже отрабатывают».

31 октября 2018 года гендиректор Sollers Вадим Швецов заявил, что автомобили Aurus проданы уже на два года вперёд. В ноябре 2018 года лимузин Aurus Senat вместе с ЗИЛ-4104 вошли в список «величайших лимузинов всех времён» по версии британского журнала Autocar.

С 15 февраля 2019 года автомобили лимузин Aurus Senat Limousine L700 и седан Aurus Senat S600 стали доступны для заказа у дилеров. Серийное производство машин Aurus организовано на площадке «Соллерс» в Алабуге, перспективные мощности предприятия – до 5 тыс. автомобилей в год. В 2019 году было объявлено о том, что ведётся переоснащение завода «Соллерс-Елабуга» для серийного производства автомобилей Aurus Senat и Aurus Komendant. Серийное производство будет включать в себя штамповку, сварку, сборку, окраску, производство двигателей.

17 февраля 2019 года лимузин Aurus Senat Limousine был представлен в Абу-Даби в Арабских Эмиратах на международной оборонной выставке IDEX-2019. Для презентации в ОАЭ был выбран белый цвет авто, который пользуется наибольшей популярностью в данной стране. На выставке подписано соглашение, по которому Tawazun становится генеральным дистрибьютором автомобилей Aurus в странах Ближнего Востока и Северной Африки.

5 марта 2019 года на 89-м международном Женевском автосалоне состоялась премьерная европейская презентация автомобилей Aurus. Были представлены седан Aurus Senat S600 и лимузин Aurus Senat Limousine L700. Специально для автосалона модель S600 была представлена в новом цвете, который получил название «Русское золото».

На авиасалоне МАКС-2019 был впервые показан люксовый вариант вертолёта ANSAT с салоном в стилистике бренда AURUS. В том же году «НАМИ» зарегистрировал торговый знак «Aurus Design» по 11 классам товаров и услуг, который будет использоваться для различной неавтомобильной продукции и фирменных аксессуаров.

С сентября 2020 года Aurus Senat начал использоваться в официальных мероприятиях главами субъектов Российской Федерации. В частности, белоснежный седан использовался во время инаугурации Президента Республики Татарстан.

18 августа 2020 года был зарегистрирован патент № 121132 на изображения электромотоцикла Aurus. 11 марта 2021 года Минпромторг показал первый прототип электромотоцикла.

В декабре 2020 года началась пробная сварка кузовов Aurus Senat в Елабуге. В марте 2021 года пилотная партия машин, собранных по серийным технологиям на заводе в Елабуге, передана на испытания. Серийное производство автомобилей Aurus началось в мае 2021 года.

15 ноября 2021 года на международном авиасалоне DUBAI AIRSHOW 2021 в ОАЭ был представлен самолёт Aurus Business Jet (ABJ), который является модификацией Sukhoi Superjet 100 в VIP-конфигурации.

Автомобиль Aurus содержит около 4,5 тыс. деталей, которые поставляют 74 производителя. В июне 2020 года глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что двигатель и коробка передач – полностью российского производства, серийные агрегаты будут делать в кооперации КамАЗ и «Соллерс-Елабуга».

В составе семейства предусмотрены на единой модульной платформе лимузины Aurus-41231(SB)/41231, седаны Aurus-4123, вседорожники-кроссоверы Aurus-4124, микроавтобусы Aurus-4125 с длинной и короткой базой представительского и высшего классов. Названия моделей были выбраны по названиям кремлёвских башен: седан и лимузин – «Сенат», мини-вэн – «Арсенал», внедорожник – «Комендант», катафалк – «Лафет».

Длина флагманского в семействе длиннобазного бронированного лимузина представительского класса Aurus-41231SB – 6840 мм, это самый большой и самый мощный президентский автомобиль в мире. «НАМИ» совместно с Porsche Engineering для проекта «Кортеж» разработало семейство модульных двигателей, самый мощный из которых – 6,6-литровый алюминиевый V12 с непосредственным впрыском и сдвоенной системой битурбонаддува (по одному нагнетателю на каждые три цилиндра); мощность двигателя – 850 л.с. По словам главного конструктора Вадима Переверзева, двигатель проектировался в сотрудничестве с компанией Porsche Engineering по техническому заданию «НАМИ». Все параметры мотора были заданы российскими инженерами исходя из потребностей проекта. Это касается и тягово-динамических показателей, и габаритных, чтобы он идеально вписывался в компоновку автомобиля. Проектирование мотора шло бок о бок российскими и немецкими инженерами. Двигатели собираются в «НАМИ». Какой-либо унификации с двигателями Porsche нет.

Глава Госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов 17 мая 2018 года доложил Владимиру Путину, что завершена разработка также мотоцикла «Кортеж», предназначенного для сопровождения президентского кортежа. Мотоцикл выйдет на рынок под брендом «Иж», он будет полностью электрическим, и его внешний вид будет вписан в модельный ряд «Aurus».

Для Парада Победы созданы три кабриолета «Парадный автомобиль Aurus» без конкретного названия, которые заменили парадные кабриолеты ЗИЛ-41041 АМГ. Как и в случае с поздними парадными автомобилями ГАЗ-СП45 или ЗИЛ-41041-АМГ, кузова которых берут начало от модели ЗИЛ-117В, которые по некой причине сменили цвет со светлых небесного или серо-голубого на чёрный, парадные автомобили Aurus также были окрашены в чёрный цвет. Автомобиль имеет специальный режим движения на параде, который ограничивает максимальную скорость 20 км/ч и обеспечивает наиболее плавную работу подвески и переключения передач. Парадный автомобиль Aurus-412314 сделан на базе Aurus-412300 Senat.

Два автомобиля приняли участие в Параде Победы в Москве 9 мая 2019 года. Они были предназначены для командующего парадом и для министра обороны России.











Журнал «Машиностроение РФ» - Учредитель и издатель «Объединённая промышленная редакция»
г. Москва, ул. Малая Грузинская, д. 39, офис 202, +7 (985) 766-39-23, +7 (908) 576-92-92
Адрес для писем: 123104, Москва, а/я 29, «Промышленная редакция»
Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77 – 48705 от 21.02.2012
Copyright © 2021-2024 Перепечатка материалов – только с письменного разрешения издателя