|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
Невзирая на все объективные и субъективные сложности,
которых с избытком хватает в реальном секторе экономики
России, нет никаких оснований сомневаться в объективно
наблюдаемом сегодня процессе экономического,
технологического и идейного подъёма в машиностроительных
отраслях страны.
Историки национальной промышленности со временем разберутся детально, где и в чём именно здесь эффект низкой базы, где и насколько сыграл свою роль отложенный спрос, насколько сыграла в нашу пользу корректива мировых тенденций, однако факт остаётся фактом: мы наблюдаем упрямую стадию уверенного роста. И это главное! Немного статистики (пока оперируем цифрами первого полугодия 2021 г., по второму подсчёт идёт, однако по внешним факторам тенденции роста налицо). Итак, в первом полугодии 2021 года российское машиностроение продемонстрировало один из самых высоких результатов в новейшей истории. По оценке Минэкономразвития России, суммарный рост производства в пяти машиностроительных отраслях составил по сравнению с январем-июнем предыдущего 2020 года 23,4%. Среди дополнительных причин бурного роста машиностроительных отраслей России специалисты называют низкую базу, дефицит на машиностроительную продукцию, сложившийся к концу предшествовавшего года, вследствие простоя многих предприятий в период карантинных ограничений. Также сказалось ажиотажное увеличение спроса на машиностроительную продукцию из-за ожидаемого роста цен вследствие возможного повышения утилизационного сбора, курсовых колебаний и беспрецедентного роста цен на металлы и полимеры, происходящего на мировом и внутреннем рынках с середины прошлого года. Кроме того, в 2021 году продолжилось действие государственных мер стимулирования спроса на отдельные виды машиностроительной продукции, что также является одной из важных причин положительного результата. Немалое влияние оказывает и улучшение инвестиционного спроса. Инвестиции в основной капитал увеличились в первом полугодии на 7,3%. При этом рост потребительского спроса также постепенно восстанавливается, что стимулирует спрос на машиностроительную продукцию, предназначенную для населения: автомобили, бытовую технику и электронику. Из числа пяти машиностроительных отраслей самый высокий темп роста зафиксирован в производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (рост на 40,2%), а также в производстве прочих транспортных средств и оборудования (20,3%). Кроме того, рост более чем на 40% по итогам первого полугодия отмечен в производстве бытовых приборов и автотранспортных средств. Наряду с фактором низкой базы такой результат в этих подотраслях обусловлен отложенным спросом и вышеупомянутым дефицитом продукции на рынке, сложившимся к началу текущего года вследствие долгого простоя предприятий в карантинный период. Единственной машиностроительной подотраслью, где результат полугодия был отрицательным, стало железнодорожное машиностроение, которое пока не смогло оправиться от снижения спроса на свою продукцию вследствие произошедшего в прошлом году падения железнодорожных перевозок пассажиров и грузов. Отметим также, что промышленное оборудование и продукция металлургии стали самыми закупаемыми товарами на электронных торгах в 2021 году. Так, например, на площадках B2B-Center их доля от общего числа торгов составила 18,3% (59,7 тыс. закупок продукции машиностроения) и 11,5% (37,5 тыс. закупок металлургической продукции) соответственно. Всего за 2021 год российские компании провели на B2B-Center 294 тыс. торговых процедур на сумму 3,6 трлн рублей. Активность клиентов не только полностью восстановилась после кризисного 2020 года, но и значительно превысила показатели прошлых лет. В общем, активно растём, что не может не радовать! И целые россыпи позитивных фактических подтверждений этого роста – в материалах нового журнала «Машиностроение РФ», который вы держите в руках. Удачи! Редакция журнала «Машиностроение РФ» |
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
|